Версия для слабовидящих

 

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха 

       Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков, так как именно он позволяет ребенку контролировать собственную речь.

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

  1. Нечеткое различение на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т. п.)
  2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза (ребенок затрудняется при выделении звука из слова, определении места звука в слове).
  3. Затруднение при анализе звукового состава речи (назвать первый звук, второй и т.д.).

    Развитое фонематическое восприятие является залогом последующей грамотности ребенка.

    Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха:

  • « Вратарь».

ЦЕЛЬ: развитие фонематического слуха.

Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки – это хоккейные ворота. Взрослый произносит разные слова. Те, в которых есть заданный звук, ребенок пропускает в ворота (руки в стороны). Если в слове этого звука нет, хоккейные ворота захлопываются (ребенок складывает ладони вместе)

 

  • «Рисуем слова».

ЦЕЛИ: дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они со взрослым хлопнут в ладоши.

 

«Поезд». 

ЦЕЛИ: выделение первого и последнего звука в слове.

ОСНАЩЕНИЕ: поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.

    ВАРИАНТ 1.

              Взрослый показывает поезд и говорит, что поезд отправляется, когда во все вагоны положат груз. Машинист просит, чтобы названия грузов начинались со звука А.

     ВАРИАНТ 2.

              Игра проводится аналогично, но ребенку нужно выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В каждый следующий вагон требуется погрузить предмет, название которого начинается на тот звук, которым кончилось предыдущее слово (в 1 вагон грузят апельсин, значит, во 2 – носок, в 3 – корову и т. д.).

 

  • «Умные карточки».

Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и  накрывают их жетонами.