Версия для слабовидящих

 

Логопедическая работа в школе

 Речевая культура человека –

зеркало его духовной культуры. 
В. А. Сухомлинский

 

Сегодня логопедический кабинет в школе стал неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующим цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся.

Зачем логопед в школе?

Очень многие считают, что логопеды - это те, кто "учит правильно говорить букву Р". Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки и, конечно же, школьный учитель - логопед в первую очередь работаем над формированием письменной речи.

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждый хочет, чтобы ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе.  И если вовремя не преодолеть трудности, то в дальнейшем это может сказаться на успеваемости ребёнка.

Не умеет красиво и правильно рассказывать - трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки - возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, пропускать и т.д.

Не развиты пальчики - трудно будет вообще научиться писать.

Не умеет обобщать - возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

 

Основные направления работы учителя – логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика этих нарушений, которые являются самыми распространненными формами речевой патологии у школьников.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • Накапливание и совершенствование словаря;
  • Развитие физического и речевого слуха;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционной моторики (дикции);
  • Развитие грамматической стороны речи;
  • Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • Развитие связной речи.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
  • Формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки)
  • Формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу и синтезу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки)
  • Профилактика и исправление нарушений письма и чтения

Таким образом, задача логопеда - помочь ребёнку вовремя преодолеть все сложности. Другими словами, работа учителя-логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит, у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь-важное условие успешного и гармоничного развития личности.